error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='2841',showed='1',date=NOW(),ip='13.59.188.225',sess='p0k7k2p4kbhgevl42f3aevikg1',url='http://cachedwww.allmagic.ru/publications/?view=2841'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Иммиграция и конкуренция на рынке труда | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Иммиграция и конкуренция на рынке труда


Владимир Власов
Источник: Работа и зарплата

Московские власти и работодатели ломают головы над тем, как преодолеть дефицит трудовых ресурсов. Столица, являясь наиболее динамично развивающимся регионом России, требует все новых и новых рабочих рук. В конце 2003

Московские власти и работодатели ломают головы над тем, как преодолеть дефицит трудовых ресурсов. Столица, являясь наиболее динамично развивающимся регионом России, требует все новых и новых рабочих рук. В конце 2003 года потребность Первопрестольной в рабочей силе согласно данным службы занятости составляла более 804 тысяч вакансий. Многие свободные рабочие места (особенно с низким уровнем оплаты труда, тяжелыми и вредными условиями) москвичи обходят стороной. Поэтому важную роль в повышении эффективности рынка труда играет миграционная политика.

Легальная миграция

С распадом СССР начался массовый исход русского населения из стран СНГ в Россию. В союзных республиках согласно данным Всесоюзной переписи 1989 года проживали 25,3 миллиона русских граждан. За последние 10 лет были вынуждены иммигрировать около 10 миллионов русских. Во многом это результат незащищенности основных прав и свобод граждан, создающей возможность дискриминации лиц некоренной национальности по признаку расы, вероисповедания и языка.

Однако неупорядоченный характер легальной миграции создает ряд социально-экономических проблем: ограничены возможности трудоустройства мигрантов, обеспечения их жильем. Объем и направления миграций между Россией и государствами СНГ определяются рядом факторов.

Во-первых, разного рода деструктивными процессами, приводящими к социальной напряженности: этнические конфликты, экономический кризис, падение уровня жизни и безработица.

Во-вторых, развитием рыночных отношений, в том числе формированием рынка жилья.

В-третьих, частным предпринимательством и коммерцией, стимулирующими перелив капиталов и, соответственно, перемещение рабочей силы.

В последние годы легальная иммиграция в Россию стабилизировалась - ее уровень составляет около 300 тысяч человек. Наибольший миграционный поток идет в Россию из республик Средней Азии (почти две трети общего количества). Значителен и стабилен миграционный поток из Казахстана - около 30 % общего потока из стран СНГ, а также из Украины - 19 %.

Эксперты сверяют свои экономические прогнозы по миграционным потокам: если из страны едут на заработки к соседям, значит, экономика развивается слабо. Если уезжают не только разнорабочие, но и люди с высшим образованием, дела обстоят еще хуже. А если страну покидают для того, чтобы найти работу разнорабочего, это уже говорит о кризисной ситуации.

В данной связи особую тревогу вызывают не только Таджикистан и Молдавия, но и Украина: оттуда уезжают инженеры, чтобы трудоустроиться в России на любую работу за любые деньги.

Несколько лучше обстоит ситуация в Белоруссии, граждане которой ищут работу по своей квалификации. А выходцы из Азербайджана, Грузии, Армении прочно занимают ниши в мелком бизнесе и торговле.

Из легальных мигрантов дальнего зарубежья, работающих в России, можно назвать турок, югославов, поляков.

Значительная часть приезжих рабочих находят заработок в Москве, Подмосковье и крупных промышленных городах. В ряде отраслей доля иммигрантов довольно высока. Специалисты предупреждают, что если, например, в Москве все мигранты объявят забастовку, определенные сферы экономики будут парализованы: перестанет работать общественный транспорт, никто не вывезет мусор, встанут многие стройки, закроются рынки…

Нелегальная миграция

По оценкам экспертов МВД, на территории России расквартирована нелегальная трудовая армия из стран СНГ численностью свыше 5 миллионов человек. После распада СССР Россия стала привлекательной для незаконных иммигрантов из-за «прозрачности» своих границ, либеральности законодательства, недостатка контроля за пребыванием на территории России иностранцев и легкости приобретения въездных документов. Во многих регионах страны отсутствуют или плохо функционируют посты иммиграционного контроля на границах. Основными «поставщиками» нелегальных иммигрантов в Россию являются Украина, Казахстан, Молдавия, а также Азербайджан, Армения, Таджикистан.

Иммигранты из дальнего зарубежья в Россию - выходцы из бедных стран Азии и Африки: экономические иммигранты - китайцы и вьетнамцы; политические иммигранты-беженцы, ищущие убежища в России, - афганцы, жители Сомали, Эфиопии, Анголы. Учет этих иммигрантов пока не налажен, так как подавляющее большинство из них не легализованы.

По оценкам специалистов, в настоящее время в России находится более 2 миллионов граждан из дальнего зарубежья, которые пересекли границу России и перемещаются по ее территории часто без документов и разрешения российских властей.

Не занимая официально зарегистрированных рабочих мест, указанные категории иностранцев оказывают существенное влияние на рынок труда, уходят от налогов и вовлекаются в теневую экономику, нанося тем самым значительный ущерб государству.

Борьба с нелегальной иммиграцией, заселение и обустройство южных рубежей восточных районов России - важная социально-экономическая и политическая задача, связанная с обеспечением национальной безопасности страны.

Многие нелегальные мигранты используют Россию как пересылочную базу для обустройства в Западной Европе. Однако Европейский союз в последнее время принимает жесткие меры борьбы с нелегалами. Это в конечном счете может привести к тому, что наша страна будет настоящим отстойником трудовых мигрантов как из ближнего, так и из дальнего зарубежья.

Наряду с отрицательными последствиями отметим положительные моменты иммиграции в Россию из стран СНГ. Из-за повышенной смертности и сокращения рождаемости на сегодняшний день Россия находится в глубоком демографическом кризисе. В качестве альтернативы этому процессу может выступать только миграция, за счет которой и восполняются естественные потери населения. В 1992 году миграционный прирост возместил их на 85 %, в 1994 году - на 93 %, за 1996-1999 годы - почти наполовину. В последнее время этот прирост значительно сократился.

Мигранты повышают уровень квалификации рабочей силы. Проведенные исследования показывают, что это, как правило, люди активного трудоспособного возраста, имеющие достаточную общеобразовательную подготовку. Так, в 1996-2000 годах лица старше трудоспособного возраста составляли 15 % (у постоянного российского населения - 20 %), 64 % трудоспособных против 58 %. Свыше 15 % прибывших имеют высшее и незаконченное высшее образование, 31 % - среднее и среднее специальное при соответствующих показателях для постоянного населения 13 % и 24 %.

По существу в Россию прибывают уже профессионально подготовленные кадры, которых без каких-либо дополнительных бюджетных затрат можно использовать в отраслях народного хозяйства. У миграции рабочей силы в Россию из стран СНГ взаимовыгодный характер еще и в том, что на российских предприятиях и в сфере услуг заполняются вакантные рабочие места, на которые россияне идут неохотно.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что преодоление Россией кризиса с помощью привлечения квалифицированной рабочей силы иммигрантов - далеко не лучший способ социально-экономического развития страны. Мы не сделаем Россию процветающей державой, если не будем заниматься инновациями и инвестированием в высокотехнологичные отрасли экономики, ведущими к сокращению рабочих рук, не прибегая к услугам иммигрантов.

Использование дешевой рабочей силы из слаборазвитых стран тормозит введение инноваций: оно не позволит России в широких масштабах развивать высокие технологии и производить конкурентоспособные товары и услуги.

Когда будет порядок?

В условиях глобализации экономики и преддверии вступления России в ВТО процессы миграции приобретают еще большее значение. В последние годы Правительство РФ разработало и ввело в действие целый ряд важных законодательных и иных актов, касающихся миграции.

В целях регулирования этих проблем принят Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который вступил в силу в ноябре 2002 года. Правительство РФ в марте 2003 года одобрило концепцию регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 30.10.2002 года № 782 утверждена квота на 2003 год на выдачу иностранным гражданам 530 тысяч приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.

Московская квота составила 90 тысяч приглашений. Большая часть приглашений на рабочие места поступила от строительных организаций, сферы торговли, общественного транспорта, дорожных работ. Не стоит отменять квоты и в дальнейшем.

Нужно отметить, что устанавливаемая квота регулирует порядок лишь для части въезжающих иностранных граждан в Россию. Она не распространяется на иностранных граждан из государств, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения о безвизовом въезде.

Учитывая, что иммигранты из этих стран составляют более половины иностранной рабочей силы, необходимо в ближайшем будущем рассмотреть вопросы регулирования въезда в страну этого контингента.

В условиях реформирования федеральной миграционной службы со стороны государственных структур должно быть налажено четкое исполнение Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и правовых нормативных актов, разработанных по его применению.

Миграционная служба Москвы начинает активно бороться против засилья нелегалов, отправляя их на родину. Это не значит, что страна должна избавиться от них. Разумнее легализовать иммигрантов так, чтобы они не боялись пройти регистрацию и открыто заявлять о своих планах трудовой деятельности у нас.

Иммиграционная политика должна представлять собой комплекс взаимосвязанных мер: законотворческая деятельность, репрессии против тех, кто нарушает законы, и грамотная просветительская работа как среди мигрантов, так и среди москвичей.

Владимир ВЛАСОВ,

главный специалист Федерации независимых профсоюзов России

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru