Хагакурэ, или Путь консультанта
Григорий Неостер
Источник: E-xecutive
- Вот человек стоит на распутье между жизнью и смертью. Как ему себя вести? — Пресеки свою двойственность, и пусть один меч сам стоит спокойно против неба! (Из разговоров Кусуноки Масасигэ с его наставником).
Хотя
- Вот человек стоит на распутье между жизнью и смертью. Как ему себя вести? — Пресеки свою двойственность, и пусть один меч сам стоит спокойно против неба! (Из разговоров Кусуноки Масасигэ с его наставником).
Хотя самурай должен прежде всего чтить Путь Самурая, не вызывает сомнений, что все мы небрежительны. Поэтому, если в наши дни спросить: «В чем подлинный смысл Пути Самурая?», - лишь немногие ответят без промедления. А все потому, что никто заранее не готовит себя к ответу на такие вопросы. Это свидетельствует о том, что люди забывают о Пути. Небрежение опасно. (Здесь и далее - цитаты из книги Ямамото Цунэтомо «Хагакурэ».)
В IX веке появились японские рыцари - самураи - одни из самых колоритных персонажей всемирной истории. Само слово «самурай» происходит от японского слова «самурау», которое означает «служить». В узком и наиболее часто употребляемом европейцами значении, самураи — военно-феодальное сословие мелких дворян. Начало выделения сословия самураев как особого сословия обычно датируется периодом правления в Японии феодального дома Минамото (1192–1333 годы). Самураи получили четкое оформление во время правления в Японии сегунов из феодального дома Токугава (1603–1867 годы). Наиболее привилегированный слой самураев составляли так называемые «хатамото» (буквально - «под знаменем»), являвшиеся непосредственными вассалами сегуна. Хатамото в своем большинстве занимали положение служилого слоя в личных владениях сегуна. Основная масса самураев являлись вассалами князей; чаще всего они не имели земли, а получали от князя жалование рисом. Кодекс поведения самураев был проникнут духом презрения к трудящимся массам. В дальнейшем большинство самураев переродились в роннинов, то есть деклассированных самураев, вассальная зависимость которых от князей прекратилась.
По сути, самураи обладали знаниями и компетенциями в военном деле, продавая их крупным князьям (дайме). Дисциплина, упорство и прилежание - вот качества, которые и по сей день определяют японский национальный характер, которому страна обязана своим взлетом и превращением в одну из самых передовых держав мира.
На рубеже нынешнего и прошлого веков на Западе появилось новое сословие - сословие консультантов. Консультанты стали для современного западного общества самураями XXI века. Как и в прошлом, их объединяют единая корпоративная культура и система ценностей. Как и прежде, в Японии, они не имеют собственности, которая могла бы обеспечивать их существование. Источником их существования являются знания и компетенции, которые они предлагают современным дайме - транснациональным корпорациям. Консультанты, как и прежде самураи, обладают единственной ценностью - собственным именем, - и потеря его равнозначна смерти.
Можно ли допустить, что другие достойнее тебя? Ведь человек ничего не достигнет в обучении, если он не обладает великой уверенностью в себе. Ему не принесут пользу никакие наставления, если он не направит свои усилия на служение клану. Однако наше рвение подчас остывает, подобно чайнику, в котором заваривают чай, но есть средство предотвратить это. Для этого я следую четырем заповедям:
- не позволяй другим превзойти себя на Пути Самурая;
- всегда будь полезен своему хозяину;
- помни сыновний долг перед родителями;
- проявляй великое сострадание и помогай людям.
Так что же является истинной доблестью консультанта? Ответ вполне очевиден. Хороший консультант - консультант, преданный своему сюзерену-клиенту. Как прежде самураи сражались за своих дайме, так и ныне консультанты бьются за своих клиентов в современных конкурентных войнах. И часто в этих битвах возникает неразрешимая дилемма: или остаться верным своему клиенту и погибнуть, или спасти себя, потеряв честь. И этот выбор не так прост, как это кажется.
В ситуации «или - или» без колебаний выбирай смерть. Это нетрудно. Исполнись решимости и действуй. Только малодушные оправдывают себя рассуждениями о том, что умереть, не достигнув цели, означает умереть собачьей смертью. Сделать правильный выбор в ситуации «или - или» практически невозможно.
В марте 2002 года министерство юстиции США предъявило обвинения компании Arthur Andersen. Такого еще не было за 200-летнюю историю финансовой Америки. За несколько дней до банкротства крупнейшей энергетической компании Enron руководство Arthur Andersen издало распоряжение уничтожить большинство материалов, касающихся этой компании. Сотни сотрудников компании работали сверхурочно, уничтожая документы. Результат превзошел все ожидания клиента. Тысячи электронных и бумажных материалов, имеющих отношение к крупнейшему банкротству в истории США, более не существуют.
В сложной ситуации выбора руководство Arthur Andersen выбрало верность клиенту. Многие заметят, что это безрассудство. Компания обрекла себя на гибель. Но посмотрим на это дело с другой стороны. Arthur Andersen до последнего момента отстаивала интересы своего клиента. Верность клиенту превыше всего.
Многие скажут, что это единичный факт, который ничего не подтверждает. Но проблема состоит в том, что это действительно единичный факт, который приобрел такую скандальную огласку. Если бы на месте Enron оказалась бы компания поменьше, Arthur Andersen осталась бы с высоко поднятой головой. Все бы говорили: «Посмотрите на них. Какие молодцы! Они сражались за своего клиента до конца».
Парадокс этой ситуации в том, что проблемы Arthur Andersen вызваны не фактом уничтожения документации, а тем, что об этом стало известно широкой публике. Поднявшаяся волна возмущения заставила компании, чей бизнес зависит от общественного мнения (например, авиакомпания Delta и Citigroup ), отказаться от услуг Arthur Andersen. Остальные же подумали, что если они так бились за Enron, то так же будут сражаться и за нас. Наверно, поэтому российские заказчики Arthur Andersen не отказались от услуг компании. И это не удивительно, так как многие из «олигархов» хорошо знают современных «самураев».
В России до сегодняшнего дня свежи воспоминания об августе 1998 года. И в голове невольно рождается вопрос: «Как случилось, что после 17 августа 1998 года громко рухнули все те банки, которые имели положительные заключения сих „самурайских“ компаний?». В частности, компания Arthur Andersen проводила аудит-баланс банка «СБС-Агро» и подтвердила, что все соответствует нормативам и никакой опасности для вкладчиков нет. Правда, у тогдашнего российского правительства, в отличие от американского министерства юстиции, не возникло никаких вопросов.
Хороший слуга - это тот, кто безоговорочно подчиняется своему господину. Можно сказать, что это - идеальный слуга.
Если ты появился на свет в старинном самурайском роду, достаточно лишь глубоко задуматься над верностью предкам, презреть тело и разум и всецело посвятить себя служению хозяину. Можно считать удачей, если ты, к тому же, наделен мудростью и талантами и умеешь правильно воспользоваться ими. Но даже тот, кто ни к чему не пригоден и неуклюж, может стать надежным слугой, если он исполнен решимости выполнять волю своего хозяина. Однако грош цена человеку, если его достоинства ограничиваются только мудростью и талантами.
Анализируя случай с Arthur Andersen, невольно задаешься вопросом о том, чем обусловлены размеры гонораров ведущих консалтинговых компаний. Несомненно, большинство консультантов обладают обширными знаниями и компетенциями в своем деле. Однако только ли этим можно объяснить финансовый успех консалтинговых компаний?
Современный мир полон хаоса и неопределенности. Истины, которые пару лет назад казались непоколебимыми, ставятся под сомнение. Если раньше и консультанты, и их клиенты точно знали, что верно, а что нет, то сегодня верно только то, что не существует правильных универсальных рецептов успеха. Лучшая стратегия современного мира - это отсутствие всякой долгосрочной стратегии. Успех достигается постоянными изменениями и трансформациями.
Больше всего изменения окружающего мира коснулись гигантов бизнеса. Еще несколько лет назад их громадные размеры были залогом их неуязвимости. Их топ-менеджеры действовали в условиях полной определенности. Они точно знали, где проходит линия фронта, кто их конкуренты и чего от них ждать.
Сегодня все изменилось. Вокруг гигантов бизнеса кишит огромное число мелких компаний, каждая из которых норовит отхватить у гиганта долю рынка. Уничтожение одного конкурента не ведет уже к победе, так как на его месте возникают несколько новых. Крупные компании чувствуют себя как в осажденной крепости, окруженной со всех сторон безжалостными врагами.
И чтобы выжить в современных условиях, гиганты бизнеса зовут на помощь консультантов. «Самураи» должны защитить владения своих дайме. Но это сложная задача. Казавшиеся неприступными стены рушатся, в обороне появляются все новые и новые бреши. Консультантам постоянно приходится совершенствовать приемы и методы обороны. И в этих условиях лояльность и преданность приобретают все большее и большее значение. И иногда, как в случае Arthur Andersen, интересы клиента вступают в противоречие с законом.
Бороться с несправедливостью и отстаивать правоту нелегко. Более того, если ты будешь стараться всегда быть праведным и будешь прилагать для этого усилия, ты совершишь много ошибок. Путь - это нечто более возвышенное, чем праведность. Убедиться в этом очень трудно, но это есть высшая мудрость. Если смотреть на все с этой точки зрения, вещи наподобие праведности покажутся довольно мелкими. Если человек не понимает этого сам, понять это нельзя вообще. Однако есть возможность стать на Путь, даже если ты не понимаешь этого.
За свою верную службу современные «самураи» получают от своих дайме весьма щедрое вознаграждение. Но проблема крупных консалтинговых компаний состоит в том, что остается все меньше и меньше фирм, готовых оплачивать консультантам их дорогие костюмы, чартерные авиаперелеты и шикарные офисы на верхних этажах. Чтобы отработать свои высокие гонорары, консалтинговые компании соблазняют лучших выпускников бизнес-школ высокими заработками, перспективой быстрого продвижения в системе иерархии, а также шансом вращаться в элите делового сообщества.
Взамен от консультантов требуют полностью посвятить себя обслуживанию интересов клиентов, приспособиться к изнуряющему расписанию, часто включающему в себя недели и месяцы вдали от дома и семьи. Тому, кто принимает эти правила игры, обеспечено быстрое продвижение. Наверно, поэтому никто из сотрудников Arthur Andersen не подумал поднять трубку телефона и набрать «911». Как говорится, «все для клиента, все на благо клиента».
Некто предлагает быть требовательным к людям, но я с этим не согласен. Известно, что рыба не будет жить там, где есть только чистая вода. Но если вода покрыта ряской и другими растениями, рыба будет прятаться под ними и разведется в изобилии. Слуги тоже будут жить спокойнее, если некоторые стороны их жизни будут оставлены без внимания. Очень важно понимать это, когда оцениваешь поведение людей.
Несомненно, ведущие компании и их консультанты внесли огромный вклад в развитие экономической теории. Но, увы, эти времена уже в прошлом. Третья информационная революция сделала любую идею достоянием миллионов людей. Информация распространяется по миру действительно со скоростью мысли. Любая ценная идея в области финансов, стратегии или управления становится мгновенно достоянием всего мира. И здесь возникает невольный вопрос: «Что продают консультанты?». Возможно, свои знания и умения. А может быть, готовность следовать «Путем Самурая»?
Путь Самурая - это, прежде всего, понимание, что ты не знаешь, что может случиться с тобой в следующий миг. Поэтому нужно днем и ночью обдумывать каждую непредвиденную возможность. Победа и поражение часто зависят от мимолетных обстоятельств. Но в любом случае избежать позора нетрудно - для этого достаточно умереть. Добиваться цели нужно даже в том случае, если ты знаешь, что обречен на поражение. Для этого не нужна ни мудрость, ни техника. Подлинный самурай не думает о победе и поражении. Он бесстрашно бросается навстречу неизбежной смерти. Если ты поступишь так же, ты проснешься ото сна.
Консультант всегда должен знать, что имеет возможность доказать свою преданность клиенту, даже если его делают роннином или велят ему совершить сэппуку. Он должен быть верным своему клану всегда, даже когда его изгнали в горы или закопали в землю. И хотя менеджер не должен говорить таких вещей, настоящий консультант скажет, что не желает после смерти становиться главой корпорации. Он исполнен решимости и дальше служить своему клиенту, даже если для этого ему придется перерождаться в теле самурая еще 7 раз. Для этого консультанту не нужно никаких достоинств и талантов. Ему достаточно одной готовности посвятить себя процветанию своего клана.
Для этого консультант следует 4 заповедям:
- не позволяй другим превзойти себя на Пути Консультанта;
- всегда будь полезен своему Клиенту;
- помни сыновний долг перед своей Компанией;
- проявляй великое сострадание и помогай Заказчику.
Если консультант будет произносить эти 4 заповеди каждое утро перед всеми божествами и буддами, его силы удвоятся и он никогда не свернет с избранного пути. Консультант должен продвигаться к цели шаг за шагом, словно маленький червячок. Божества и будды тоже начинали с заповедей.
Григорий Неостер
|