Проблемные подчинённые. Что делать?
Илья Конотоп
Источник: Элитный персонал
Считается, что помимо хороших профессиональных навыков сотрудник должен быть психологически устойчив, обучаем и понятлив. Именно поэтому на эти качества обращают внимание при найме на
Считается, что помимо хороших профессиональных навыков сотрудник должен быть психологически устойчив, обучаем и понятлив. Именно поэтому на эти качества обращают внимание при найме на работу. Но что делать, если время от времени штатные сотрудники ведут себя вызывающе, игнорируют указания и сбивают других с пути истинного? Откуда берутся проблемы? Прежде чем предпринимать какие-либо действия по работе с персоналом, стоит узнать причины возникновения трудностей: • Недостаточная занятость сотрудника. Слоняющийся без дела персонал будет развлекать себя плетением интриг или обсуждением проведенного выходного с подробным описанием деталей. • Отсутствие интереса к выполняемой работе. Если сотрудник находится «не на своем месте», он будет не только посредственно выполнять порученную ему работу, но и мешать остальным. • Неподкрепленная амбициозность. Зачастую именно молодые и неопытные сотрудники оказываются наиболее амбициозными. Ничем не подкрепленное «я все знаю и умею», как правило, заканчивается провалом порученной работы. При этом, в отличие от профессионала, он не видит возможных вариантов выхода из сложившейся ситуации. • Неустроенность личной жизни или быта. Проблемы личного характера негативно влияют на работу сотрудника. • Отсутствие интересов и хобби, кроме работы. Трудоголики подвержены сильному стрессу, раздражительны и склонны к созданию конфликтов. • Излишняя эмоциональность и склонность к панике. Эта черта характера влечет за собой нервозность и напряженность как самого сотрудника, так и всего коллектива в целом. • Психологические проблемы. Сотрудник за счет работы и окружающего коллектива пытается решить какие-либо свои эмоциональные проблемы или комплексы.
Как с этим бороться? Прежде всего, руководитель должен делать выбор между воспитанием (обучением) и увольнением. Готов ли он вкладывать в перевоспитание персонала силы и средства? Или с сотрудником тяжело и коллективу, и клиентам, и дешевле будет с ним расстаться. Если же вы решили воспитывать, то: • Запаситесь терпением и попытайтесь найти к человеку подход. Как правило, перевоспитание - длительный и хлопотный процесс, но в результате компания получает сотрудников, преданнее и лояльнее которых не найти. • Поговорите с сотрудником о его слабых сторонах и предложите варианты решения проблемы. Объясните, какие изменения в поведении были бы желательны не только для компании, но и для его счастливого будущего в ней, включая карьерный рост, повышение зарплаты, новую интересную работу - то есть, в чем может быть заинтересован лично он. • Перераспределите обязанности в коллективе с учетом загруженности персонала и его интересов. Но помните про принцип Парето - только 20% всех сотрудников компании приносят 80% прибыли. • Поощрять сотрудников так же необходимо, как и критиковать. Часто у руководителей не хватает времени ни на «доброе слово», ни на «маленький подарок». • Будьте суровы в отношении дисциплины в коллективе. Разработайте стандарты поведения и придерживайтесь их (в том числе и сами). Будьте строги, но справедливы. Особенно это важно, если балагур - новичок и еще не разобрался, что можно, а что нельзя. • Руководителя должны уважать и видеть в нем лидера не только за должностное положение, но за профессиональные и личностные качества. Поэтому попытайтесь быть не просто «начальником», но и интересным, внимательным к своим коллегам человеком. • Мотивируйте свой персонал к обучению. Обосновывайте свое желаний обучить сотрудника в выгодном для него свете. Например, оплачивая курсы постановки речи, вы делаете это не потому, что сотрудник говорит неграмотно, а для того, чтобы он говорил еще лучше. • Продумайте систему наставничества, которое предполагает обучение новичка или «сложного» сотрудника более опытным и профессиональным человеком. Такого рода делегирование поможет не только организовать воспитание силами другого человека, но и занять старожила чем-то новым. Несмотря на всю сложность и энергоемкость перевоспитания, при разумной доле терпения практически из любого проблемного сотрудника можно вырастить хорошего специалиста, преданного компании.
Отдельно стоит поговорить о компаниях, в которых весь или большая часть персонала женщины. О своеобразии таких коллективов ходят байки и анекдоты. Если женский коллектив похож на курятник (а это случается довольно часто), прежде всего, не допускайте, чтобы сотрудники бегали к вам со всеми офисными историями и сплетнями. Не поощряйте публичное обсуждение личной жизни. Еще одна проблема состоит в том, что сотрудники женского пола часто переносят домашние проблемы на рабочие отношения. Вам нужно быть готовым считаться с проблемами детей, мужей сотрудниц, так как при выборе карьера - дом большинство женщин выберут все-таки последнее. Нельзя давить на своих сотрудниц -если вы, конечно, не хотите слез и истерик. Приготовьтесь внимательно слушать, считаться с мнением, хвалить и... давать новые задания. Женщины не менее амбициозны, чем мужчины. Кроме того, они быстрее восстанавливаются после больших нагрузок. Несомненным плюсом является простота получения информации об атмосфере в женском коллективе. В отличие от мужчин (у которых недовольство постепенно накапливается) женщины более открыты в выражении неудовлетворения работой или ее условиями, что дает вам возможность скорректировать нежелательную обстановку вовремя. Существует мнение, что чем больше работает женщин в компании, тем она стабильнее. Это объясняется повышенной устойчивостью женщин к стрессу и их способностью к ежедневной монотонной работе. Напоследок проверенный временем подход. Если сотрудник (неважно, мужчина или женщина) бегает к вам каждый час в слезах, мол, не в силах справиться с заданием, объясните все еще раз, а потом закройте дверь. Практика показывает, что слезы текут еще минут 30-40, ошибки совершаются еще дней 5-7, а дальше он начинает делать все сам и на 90% правильно. Дальше используйте принцип одноминутного менеджера: «Если знаешь, как выполнить работу самостоятельно, не мешай работать руководителю».
Илья Конотоп
|