error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='2586',showed='1',date=NOW(),ip='18.117.8.76',sess='mlr3if277u3u9s1ksh3ce9ukm3',url='http://cachedwww.allmagic.ru/publications/?view=2586'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Российские школы - партнёрство или конкуренция? | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Российские школы - партнёрство или конкуренция?


Александр Ершов
Источник: Элитный персонал

Прошло примерно пятнадцать лет после появления в России учебных центров, занимающихся бизнес-образованием, и около десяти лет с момента появления первых программ МВА. Казалось бы, срок достаточный для того, чтобы можно

Прошло примерно пятнадцать лет после появления в России учебных центров, занимающихся бизнес-образованием, и около десяти лет с момента появления первых программ МВА. Казалось бы, срок достаточный для того, чтобы можно было утверждать, что в сфере платного образования для менеджеров сформировалась конкурентная среда. Но так ли это на самом деле?

Существует ли конкуренция среди школ МВА?

Отвечая на этот вопрос, специалисты придерживаются подчас противоположных точек зрения.

Например, Наталья Косолапова, директор вечернего отделения программы «Международный бизнес» ВШМБ, считает, что сегодня, когда бизнес-образование прошло этап становления и обрело зрелые черты, уже можно говорить о начальной стадии развития конкуренции среди школ.

В то же время Сергей Филонович, декан Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ, полагает, «что пока еще преждевременно говорить о конкуренции. Она начнется тогда, когда потребитель начнет выбирать не по цене, а по качеству».

В отличие от представителей других сегментов рынка лидеры отечественного бизнес-образования предпочитают говорить не столько о соперничестве, сколько о сотрудничестве.

Характеризуя сложившуюся ситуацию как «мягкую конкуренцию», Николай Попков, директор программ МВА МИРБИС, отмечает, что «ведущие бизнес-школы чувствуют себя скорее партнерами, чем конкурентами. Как правило, все профессиональные вопросы открыто обсуждаются на заседаниях Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), совместными усилиями вырабатываются рекомендации, проводятся конференции».

Еще более категоричную позицию занимает Олег Виханский, декан Высшей школы бизнеса МГУ, который утверждает, что в России еще не сформировалась конкурентная среда. «Мы даже бенч-маркетинг проводим не с отечественными, а с ведущими западными школами, – говорит он. - Многим руководителям школ еще не хватает знаний о рыночных механизмах. Кроме того, необходимо учиться мыслить в долгосрочной перспективе. Например, наша стратегия заключается в том, чтобы искать лучших абитуриентов, а по истечении срока обучения предоставить лучших выпускников».

Структура рынка

Абитуриент, который стремится попасть в западную школу, обязательно будет изучать рейтинги. У нас пока еще рейтингов нет, как нет и общепризнанной методики их вычисления. Более того, все проводимые ранее исследования подвергались резкой критике как необъективные. В России около тридцати образовательных учреждений, предлагающих полноценную программу МВА. А этого недостаточно для составления рейтинга. Для сравнения: в Америке, население которой примерно в два раза больше, чем в России, качественное обучение предлагают примерно триста школ.

Поэтому сегодня едва ли не единственный способ дифференцировать российские программы МВА – разделить их по ценовому признаку.

В Москве существует восемь-девять школ, предлагающих программы стоимостью свыше $10 тыс.

Далее идут программы, средняя стоимость которых составляет $6-8 тыс.

Наконец, $3-6 тыс. выкладывают менеджеры за обучение в региональных вузах.

Потенциальным абитуриентам предлагают также выслушать мнения выпускников и переговорить с преподавателями. Но здесь есть опасность столкнуться с субъективными точками зрения.

«Многие реагируют на знакомый бренд, - говорит Сергей Филонович. - Человек, который окончил Финансовую академию, будет позитивно воспринимать в первую очередь выпускников Финансовой академии».

Различаются программы и по другим параметрам. Например, обучение может проводиться в формате модульном (с преобладанием семинаров), вечернем, дистанционном.

Особенности рынка

Разумеется, качество программ – основной фактор конкурентоспособности, поэтому нельзя не согласиться с Олегом Виханским, который утверждает, что «единственная объективная оценка сегодня – это рыночные предпочтения студентов. Если в школе при высокой стоимости программы МВА регулярный набор абитуриентов осуществляется на конкурсной основе, значит, данная школа имеет сильные позиции». Но специфика российского рынка бизнес-образования состоит в том, что большинство школ стремятся найти собственную нишу и разрабатывают уникальные торговые предложения (УТП). Это, прежде всего, специализированные программы МВА - по финансам, маркетингу и т.д. (Согласно «Государственным требованиям» образовательные учреждения 750 аудиторных часов должны посвящать обязательным дисциплинам. Из них 100-150 часов обычно отводится на углубленное изучение отдельных предметов).

Специализация – одна из форм конкурентной борьбы, но в то же время она размывает конкурентную среду. Николай Попков, например, считает, что каждая школа ищет собственную нишу и старается работать в своем сегменте рынка. Поэтому даже программы со схожим названием могут быть ориентированы на различные аудитории. Наталья Косолапова полагает, что в скором времени получат официальное признание и специализированные программы уровня МВА.

О втором факторе, определяющем особенности развития отечественных школ, говорит Сергей Филонович: «Поскольку в России привыкли получать дипломы государственного образца, присутствие государства на рынке бизнес-образования ощущается больше, нежели в других отраслях». Это присутствие имеет как позитивное, так и негативное значение.

С одной стороны, Министерство образования участвовало в выработке «Государственных требований», а Президентская программа обеспечивает приток платных студентов.

С другой, привычка работать по заказу противоречит рыночной психологии. «Деньги нужно уметь зарабатывать, - убежден Олег Виханский. - В свое время мы намеренно отказались от участия в Президентской программе, полагая, что это будет способствовать снижению нашей конкурентоспособности. Школы, которые длительное время «сидели» на западных грантах или получали госзаказ, рискуют выпасть из процесса».

Тенденции, однако…

Как сложится дальнейший ход развития бизнес-образования?

Во-первых, продолжится формирование трех ценовых групп программ МВА: качественных дорогостоящих, «средней руки» и сравнительно дешевых, гарантирующих получение диплома, но не обеспечивающих высокого уровня подготовки. По мнению Олега Виханского, выжить сумеют лишь школы, предлагающие программы из первой и третьей групп.

Во-вторых, будет расти стоимость обучения (по всей видимости, уже в 2004-2005 гг. ведущие школы достигнут потолка в $15-16 тыс.). Именно в этой ценовой категории и развернется конкуренция. Не случайно большинство ведущих школ стремится вывести на суд потребителя собственную программу Executive MBA, которая по определению является самой дорогой.

Для того чтобы обучение стало по настоящему эффективным, школам и потребителям необходимо осознать, что только совместные усилия могут привести к реальному результату. «Бизнес-образование – это важнейшая инфраструктурная часть бизнеса. Создание такой системы приведет к ускорению развития страны. Но необходимо подлинное партнерство. Пока что ни вузы, ни компании не ведут себя, на мой взгляд, правильно», - сожалеет Сергей Филонович.

Образовательным учреждениям придется решить ряд внутренних проблем: изжить академические традиции, укрепить связь с реальным бизнесом, внедрить прогрессивные методики преподавания. «Многое зависит от того, как образовательное учреждение организовано изнутри и какие ресурсы способна привлечь школа: финансы, преподавательский состав, административные ресурсы», - полагает Николай Попков.

Потребителям, и, прежде всего, работодателям, предстоит разобраться с тем, что представляет из себя та или иная школа. Бытующий сегодня подход, когда HR-ы реагируют не на бренд школы, а на слово «МВА», мешает нормальному развитию образовательных учреждений.

Кроме того, с приходом западных школ конкуренция резко обострится.

Наконец, хочется верить, что уже в ближайшее время станет известно, кто входит в российский список топ-20 бизнес-школ (хотя с учетом российской специфики это будет, скорее, топ-5). Тогда разговор о конкурентных преимуществах той или иной программы будет вести намного легче.

Александр Ершов

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru