error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='2312',showed='1',date=NOW(),ip='18.191.233.80',sess='0hco5fjjumhodjv42r16ac42c0',url='http://cachedwww.allmagic.ru/publications/?view=2312'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Мифы и реалии общения с чиновниками | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Мифы и реалии общения с чиновниками


Виталий Берлин
Источник: Elitarium.ru

Характер чиновника может испортиться из-за того, что ему постоянно приходится иметь дело с грубостью со стороны посетителей, - ведь ему некому пожаловаться, так как никто не позволит ему ходить по судам в рабочее время,

Характер чиновника может испортиться из-за того, что ему постоянно приходится иметь дело с грубостью со стороны посетителей, - ведь ему некому пожаловаться, так как никто не позволит ему ходить по судам в рабочее время, чтобы защищать свои честь и достоинство.

1. Мудрый чиновник.

Многие из нас уверены, что уж чиновники-то, по крайней мере, знают законодательство и если захотят, то всегда смогут разобраться в наших проблемах. Поэтому их незаконные действия часто воспринимаются нами как доказательство того, что в стране «плохие законы». На самом деле это не совсем так.

Уровень правовых знаний многих чиновников достаточно низок. Не в каждом государственном органе есть юридическая служба или хотя бы один юрист, а если они и имеются, то к ним не всегда обращаются. То же самое относится и ко многим коммерческим организациям, поскольку далеко не все предприниматели понимают необходимость юридического сопровождения своего дела.

Поэтому, направляясь на прием к чиновнику, нужно заранее узнать, что говорится в законе по вашему вопросу, чтобы иметь возможность возразить ему, если он скажет вам, что вы не имеете право на то, чего требуете.

2. Добрый чиновник.

Не рассчитывайте на то, что вы сможете разжалобить чиновника своим горем и таким образом заручиться его поддержкой. Скорее всего, он ежедневно встречается с такими же проблемами и привык к ним. Поэтому, например, не каждый следователь будет переживать из-за зверского убийства, которое он расследует, особенно если раньше он занимался не одной сотней подобных дел.

Большинству чиновников не чужды нормальные человеческие чувства, и, как и мы с вами, они не всегда бывают равнодушны к тем, кому тяжелее, чем остальным. Поэтому нужно обращать их внимание на обстоятельства, которые могут их расположить, внушить им сочувствие и сострадание, но не нужно надеяться только на это. Встречаясь же с черствостью и равнодушием, нужно воспринимать их как должное, не возмущаться, не переживать, а продолжать делать свое дело.

3. Закон и справедливость.

Давайте запомним сразу: в суде и других органах дела решаются (или, лучше сказать, должны решаться) по закону, а не по справедливости. Если же происходит иначе, то это является нарушением закона, за которое «любители справедливости» должны нести ответственность.

Так происходит не потому, что юристы специально все делают несправедливо, а потому, что справедливость у каждого из нас своя, так как любая из сторон конфликта всегда считает себя правой и иногда оправдывает этим даже свои незаконные и нечестные поступки. Ведь если бы это было не так, то, наверное, не было бы и конфликта.

А главное, если «восторжествует» справедливость, граждане не будут знать заранее, к чему приведет тот или иной поступок: накажут ли за него или дадут денежную премию, поскольку угадать, как понимает справедливость чиновник, к которому дело попадет на рассмотрение, практически невозможно. А какое обширное поле для злоупотреблений открывает суд «по справедливости»!

Потому-то и существует общая для всех «писаная справедливость», а именно законы и другие нормативные акты. Это «усредненная справедливость», возникающая в результате борьбы «маленьких справедливостей» отдельных людей и групп между собой. Она далеко не идеальна и часто не совпадает с тем, как понимают справедливость многие из нас, но другого способа согласовать интересы миллионов людей и установить четкие и понятные правила еще никто не придумал.

Из сказанного следует практический вывод. Ссылаться на справедливость в суде можно только в дополнение к ссылкам на закон.

Вообще в суде и других органах, где вы решаете конкретные вопросы, не нужно заниматься критикой законов, потому что это не дает никаких результатов. Судья или другой чиновник все равно будет применять не нравящийся вам закон - просто потому, что он обязан это сделать.

Закон нужно принимать таким, какой он есть, и использовать его в своих интересах. Правда, если закон или другой документ противоречит документу более высокого уровня, например Конституции, то его нужно оспаривать именно в суде, но это уже совсем другая тема.

Между прочим, многие законы кажутся несправедливыми только на первый взгляд. Если изучить их глубже, то многим из них можно найти разумное объяснение. Поэтому не торопитесь возмущаться несправедливостью закона. Может быть, вы просто неправильно его поняли или не смогли найти другие документы по вашей проблеме.

Обычно не имеет смысла объяснять чиновникам, что из всяких правил бывают исключения и что исключение нужно сделать именно для вас, так как они возможны только тогда, когда это предусмотрено законом.

В то же время, когда чиновник выполняет свой долг и принимает решение по закону, он хочет, чтобы и его совесть тоже была спокойна.

Обращайте внимание чиновника на моральную сторону дела, если видите, что он готов вас выслушать, старайтесь наладить с ним хорошие отношения, вызвать в нем сочувствие и понимание, но основной упор все-таки делайте на закон. Хотя бы потому, что чиновники приходят и уходят, а законы остаются, поэтому незаконное решение, вынесенное в вашу пользу, рано или поздно может быть отменено, и ваши усилия могут пропасть даром.

4. Истина и ложь.

Есть еще одно правило, которое вызывает возмущение у поборников справедливости. Оно звучит так: «В юридическом споре побеждает не тот, кто прав на самом деле, а тот, кто сумеет доказать свою правоту».

Так, например, вы можете твердо знать, что своими руками дали взаймы деньги некоему гражданину, но если вы не взяли с него расписки или не позаботились о том, чтобы передача денег происходила в присутствии свидетелей, то вы ничего не докажете и денег обратно не получите. Это произойдет даже в том случае, если судья будет полностью на вашей стороне и изо всех сил будет стараться вам помочь, потому что он не может вынести решение на основании ничем не подкрепленных заявлений.

В юридическом споре истина никогда не выясняется сама собой и, чтобы выиграть дело, недостаточно просто чувствовать себя правым. Под своей правотой нужно иметь твердое основание в виде доказательств, о которых мы поговорим в главе 4.

5. Надежда на помощь чиновников.

Не надейтесь на то, что в суде и в других органах вам будут разъяснять законодательство, советовать, как поступить, и подсказывать, что нужно делать.

Правоохранительные органы отличаются от всех остальных тем, что обычно в них выясняют отношения две стороны, когда заранее не известно, кто из них прав. Поэтому помощь одной из них - это всегда нарушение прав другой.

Если судья помогает одной из сторон, то он тем самым ставит другую сторону в невыгодное положение и перестает быть беспристрастным, а это уже основание для его отвода. Работникам арбитражных судов вообще запрещено давать консультации лицам, участвующим в деле.

Поэтому не требуйте помощи от судьи. Все, что он может для вас сделать - это рассмотреть доказательства и принять решение в соответствии с законом. Также обычно не имеет смысла задавать вопросы работникам канцелярии суда, кроме тех, которые относятся к их работе (часы приема, порядок выдачи дел и т. д.). Не нужно просить у них юридических консультаций и советов по вашему делу, потому что большинство из них не имеют юридического образования и при всем желании не смогут вам помочь. Но, конечно, не нужно отказываться от их помощи, если они готовы пойти вам навстречу.

В суде и других правоохранительных органах обычно никто никому не помогает, поскольку это не благотворительные организации. Здесь выслушиваются стороны, рассматриваются дела и выносятся решения. Это происходит потому, что судьи и другие чиновники должны решать дела не так, как им хочется, а в соответствии с законом.

Добросовестный чиновник не может никому помочь, потому что решение, которое он должен принять, предусмотрено законом. Ну а на недобросовестного нужно искать «управу» у его начальника, в суде и других органах.

С другой стороны, бывают случаи, когда закон не дает точного ответа на поставленный вопрос, и тогда усмотрение чиновника играет очень большую роль, а его помощь бывает очень полезна.

В несудебных органах нет такого жесткого правила. Следователи, работники милиции и других органов могут давать гражданам советы. Но их, как это ни странно, не всегда стоит слушать. В милиции вам, скорее всего, посоветуют не подавать заявление о возбуждении уголовного дела или пропаже человека, потому что это якобы бесполезно - ведь это верный способ избавиться от лишней работы. Случается и так, что чиновник дает советы в интересах другой стороны спора, поэтому к ним нужно относиться с осторожностью.

Будьте взаимно вежливы

Мне бы не хотелось, чтобы чиновники представлялись нам людьми без чести и совести, которые все время хотят нас обидеть. На самом деле большинство чиновников добросовестные и воспитанные люди, во всяком случае, в это хочется верить.

Более того, причиной невежливого обращения иногда являемся мы сами, так как по части грубости некоторые из нас могут дать им сто очков вперед. Характер чиновника вполне может испортится из-за того, что ему постоянно приходится иметь дело с грубостью в свой адрес со стороны посетителей, - ведь в отличие от нас ему некому пожаловаться, так как никто не позволит ему ходить по судам в рабочее время, чтобы защищать свои честь и достоинство.

Вот несколько правил, которыми я советовал бы руководствоваться для того, чтобы избегать не нужных конфликтов.

• Разговаривать с чиновником нужно вежливо. Зачем восстанавливать против себя человека, который, возможно, готов нам помочь?

• Если чиновник говорит, что он занят, и просит подождать, не нужно ломиться к нему в кабинет и требовать внимания. Представьте себе, как бы вы сами отнеслись к этому, если бы такое случилось на вашем рабочем месте.

• Перед тем как обратиться к чиновнику с вопросом, прочитайте все, что написано на стендах в его учреждении, поскольку, скорее всего, там есть вся необходимая информация. Поверьте, что чиновникам тяжело много раз в день отвечать на одни и те же вопросы.

• Не нужно отвлекать чиновника посторонними разговорами или задавать ему вопросы, которые не относятся к его работе, надеясь на то, что он что-нибудь посоветует.

• Если чиновник делает замечания по поводу ваших документов и вы не уверены, что они противозаконны, не нужно сразу же возмущаться и скандалить. В конце концов, может оказаться, что он был прав и вы напрасно испортили с ним отношения.

• Если чиновник просит принести дополнительные документы, даже если за ними нужно куда-то ехать или отстоять в очереди, не требуйте, чтобы он обошелся без них, и не ругайте его и его ведомство, поскольку он всего лишь выполняет правила, которые не он придумал. Так вы все равно ничего не добьетесь, кроме взаимной неприязни и испорченного настроения.

• Не нужно требовать от чиновника в виде исключения нарушить закон, ссылаясь на свой возраст, состояние здоровья и т. д., даже если закон является несправедливым. В результате вы все равно выполните его требования, но при этом испортите с ним отношения.

• Спорить с чиновником можно только тогда, когда вы уверены, что разбираетесь в этом вопросе. Если же вы сомневаетесь в том, что чиновник действует по закону, то отложите разговор и изучите правовую сторону дела.

• Не нужно требовать, чтобы вас приняли в неприемный день, или в неприемные часы, или без очереди (если, конечно, вы не имеете на это права), или не те чиновники, которые ведут прием и т. д. Конечно, обидно уходить ни с чем, но давайте уважать установленные правила.

• Не требуйте от чиновников консультаций по правовым вопросам, кроме тех случаев, когда они обязаны их давать, поскольку они будут совершенно правы, если отошлют вас к юристу.

Виталий Берлин

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru