Корпоративный анекдот, или Смешные меры для повышения мотивации
Елена Горелова
Источник: Ведомости
Шутки в служебных записках и отчетах, карикатуры в переговорной, учреждение забавных наград "за худшее управленческое решение", приглашение юмористов в разгар рабочего дня - эти меры помогают компаниям пережить самые
Шутки в служебных записках и отчетах, карикатуры в переговорной, учреждение забавных наград "за худшее управленческое решение", приглашение юмористов в разгар рабочего дня - эти меры помогают компаниям пережить самые напряженные времена.
Юмор, одобренный на корпоративном уровне, может стать мощным средством мотивации. В российских компаниях подобный ресурс используют редко, и это явное упущение, считает Алексей Ересковский, специалист по мотивации и консультант компании "ЭКОПСИ консалтинг". По его мнению, это недорогой, но действенный способ избавления от язв корпоративной культуры - лени, безответственности, нарушений дисциплины. Насаждать корпоративные ценности в шутливой форме иногда проще, чем с помощью сухих директив.
В питерской компании "Алеко", которой принадлежит сеть магазинов бытовой техники, работают в основном 20 - 30-летние. Здесь довольно легко прижились юмористические традиции. К примеру, ко дню рождения сотрудников компания дарит им дружеский шарж, который рисуют штатные дизайнеры. "Меня нарисовали в образе бабы-яги, и этот шарж висит в офисе над моим рабочим столом", - рассказала директор по человеческим ресурсам "Алеко" Наталия Папонова.
Кроме того, в "Алеко" вот уже четвертый год подряд устраивают конкурс для сотрудников с шутливыми номинациями. Для продавцов бытовой техники придумали номинацию "Лучший комбайнер", для сотрудниц "горячей линии" - "Горячая девчонка". Еще четыре года назад текучка персонала здесь была довольно высокой. По словам Папоновой, она составляла около 50% в год. Усилия последних лет, направленные на повышение мотивации сотрудников, дали хороший результат: текучка снизилась до 8 - 12%. Свою долю в этот прогресс внесли и новые юмористические традиции. Это не дает людям замкнуться на тяжелой рутинной работе, которой в сфере торговли бытовой техникой предостаточно, поясняет Папонова.
В другой питерской компании, рекламном агентстве Great, шутки стали вполне обыденным атрибутом рабочего дня. Ежедневные летучки, посвященные планам работы, здесь начинаются с анекдотов, а директора приходят на них в футболках с дурацкими надписями. Иван Квасов пришел работать копирайтером в это агентство всего три месяца назад и уже успел оценить преимущества корпоративной культуры, основанной на юморе. Он говорит, что все прошлые места работ отличались жесткими правилами, а шутки в рабочее время не приветствовались. По его мнению, в рекламном бизнесе юмор на работе вообще должен быть нормой.
Подобной точки зрения придерживаются и консультанты американской компании HR Answers. Они предлагают вносить долю юмора во все скучные и чрезмерно бюрократизированные этапы работы.
К примеру, включить элементы шутки в служебные записки и меморандумы, разослать по отделам правила, написанные в абсурдной, юмористической манере. У них наверняка найдутся благодарные читатели. "Наконец-то вы сможете выяснить, кто эти бумаги читает", - утверждают консультанты HR Answers, цитирует их кадровый интернет-ресурс HR-zone.net. Такой прием используют и в наших компаниях.
"Мы долго безуспешно пытались приучить сотрудников соблюдать правила внутреннего распорядка, пока не сделали рассылку по электронной почте с утрированными до смешного "новыми" правилами", - рассказывает Ольга Рязанова, ведущий менеджер по персоналу компании "АВС трейдинг груп", генерального дистрибьютора Hitachi. По ее словам, сотрудников такие рассылки веселят: они улыбаются, несколько раз цитируют друг другу выдержки из этого опуса и принимают правила игры.
Например, замечания по поводу частых перекуров можно озвучить как приказ, объясняет Рязанова, но мы предпочитаем свести все к шутке: "Каждая выкуренная сигарета продлевает рабочий день на 12 минут! "
Часто площадкой для забавных экспериментов становятся корпоративные сайты.
В одном из московских банков свод скучных правил, с которыми должен ознакомиться новичок, превратили в веселый 5-минутный флеш-ролик. Его разместили на внутреннем сайте, и каждый новый сотрудник сморит его в первый день работы.
Офис банка показан в разрезе, чтобы новичок легко понял, на каком этаже расположена бухгалтерия, столовая или отдел персонала, рассказывает Ольга Дашевская, гендиректор агентства PR Inc. /BBDO Group, которая занималась разработкой ролика. Виртуальный офис населен комичными персонажами, похожими на реальных топ-менеджеров и сотрудников банка, с которыми новичку необходимо познакомиться. Новичка в ролике изображает смешной персонаж: он наглядно демонстрирует, как заказать курьера или машину, что посиделки можно устраивать только в столовой, а курить - в курилке. "Судя по отзывам клиентов, этот ролик существенно облегчил адаптацию новых сотрудников, - говорит Дашевская. - Они стали меньше отрывать от работы сотрудников отдела персонала".
А в некоторых компаниях вообще предпочитают варианты черного юмора. В курилках офиса "Евросети" развешаны крупные фотографии разъеденных легких курильщика, умершего от рака, которые сделаны в морге. Таким способом управляющий сетью салонов связи "Евросеть" Евгений Чичваркин, который негативно относится к дымному образу жизни, пытается бороться с курением в рабочее время. Кроме того, управляющий считает, что сотрудники слишком медленно ходят по 150-метровому коридору офиса. "Теперь на корпоративных досках компании висят объявления: "По коридору ходить быстро! " Подпись - Чичваркин", - рассказывает Татьяна Гуляева, пресс-секретарь "Евросети". По ее словам, сотрудники, которые проходят мимо этих табличек, прибавляют ход.
Консультанты HR Answers уверяют, что с юмором можно и нужно относиться ко всем рабочим моментам. Если предстоит напряженное совещание, его участникам предлагается приколоть к костюму значок с забавной надписью, а в свое выступление добавить изрядную долю самоиронии.
Веселить персонал на корпоративном уровне стоит не только по праздникам. Перед напряженной, авральной работой неплохо бы запланировать сеансы смехотерапии для сотрудников - пригласить бригаду юмористов, организовать просмотр хорошей комедии. Специалисты даже предлагают организовать целую программу по развитию чувства юмора у персонала.
Елена Горелова
|