Начальники часов не наблюдают?
Источник: JobCenter.ru
Сколько раз он слушал вполуха, смотрел сквозь Вас непонимающим взглядом, устраивал разносы по пустякам и был неуловим, когда действительно нужен. Сколько раз он доводил Вас до ярости и слез. И как дорого Вы бы
Сколько раз он слушал вполуха, смотрел сквозь Вас непонимающим взглядом, устраивал разносы по пустякам и был неуловим, когда действительно нужен. Сколько раз он доводил Вас до ярости и слез. И как дорого Вы бы заплатили, чтобы однажды стать Им… На какие только подвиги, хитрости, а порой и подлости готовы люди, лишь бы занять заветное кресло начальника - даже если сегодня это кресло – обшарпанный стул за перегородкой и не ахти какая прибавка к жалованию.
И вот однажды Вы добиваетесь своего и становитесь начальником. Пусть и не ахти каким, но начальником. Что меняется в Вашей жизни и работе помимо законно приобретенного чувства гордости и возможности посидеть в пресловутом начальственном кресле?
Прежде всего, у Вас становится намного больше дел и намного меньше времени. Время - это главная ценность и главный рабочий инструмент любого руководителя, и чем выше по карьерной лестнице он продвигается, тем меньше этого времени становится. Руководителям высокого ранга нужны уже титанические усилия (точнее – большие секретариаты) для того, чтобы организовать свое время правильно.
Пока все начальство над вами, а под вами никого нет, то хозяин Вашего времени только Вы сами и Ваш непосредственный начальник. Что он скажет, то Вы и сделаете, самостоятельно выбрав - когда передохнуть, когда поднапрячься. У Вас есть только Вы и работа. Время руководителя ему не принадлежит - ежесекундно его осаждают подчиненные, которым что-то нужно, которые требуют то указаний, то объяснений, то справедливости, то снисхождения, то вообще непонятно чего. И каждому необходимо уделить внимание - ведь в этом-то и состоит работа руководителя… То, что при этом ему иногда приходится думать, планировать, делать что-то самому - это его проблема. Подчиненные хотят одного, чтобы он «руководил» ими, то есть обращал на них внимание и остальное их не интересует.
Руководитель, который не справился со своим временем и запутался в нем - это и есть тот самый начальник с отсутствующим взглядом и воспаленными нервами, бросающийся с криками на подчиненных по любому поводу и вынужденный затыкать за ними многочисленные «дыры». Этот руководитель сам скорее жертва неумения распорядится временем, а не жестокий мучитель - стоит избавить его от чувства цейтнота, и, быть может, окажется, что это душевный, чуткий, деликатный и умный человек…
Так как же, став начальником, сохранить человеческий облик и при этом все успеть?
Прежде всего не стоит пытаться успеть всё. Начальник должен обладать четким видением цели и здоровым чувством «пофигизма» в отношении побочных вещей. Жизнь не прекращается без вашего контроля и совсем не обязательно она устроит все хуже, чем устроили бы Вы своими распоряжениями. Поэтому руководить и распоряжаться надо только в пределах того, что составляет ваше «дело» (не путать с формальными обязанностями). Если вы ведете какой-то проект, то сосредоточьтесь на нем и всем, что к нему относится, а не улучшайте дизайн офиса, не улаживайте все возникающие конфликты между сотрудниками, и не старайтесь оговорить каждую мелочь с партнерами по переговорам.
Руководитель - это, прежде всего, центр мысли и воли любого коллектива. Однако задача руководителя в том, чтобы сделать этот мозг коллективным. Формула «фюрер думает за вас» до добра еще никого не доводила, даже самого фюрера. Человек не может объять необъятное и в мысли тоже, поэтому постарайтесь переложить часть ваших тяжких дум на сотрудников - пусть они, обращаясь к вам за указаниями и решениями, сами придумывают их. Все что Вам будет нужно - это с небольшими коррективами выдавать их соображения за свои ценные указания, рожденные в мучительных раздумьях. Наиболее успешные руководители - это те, кто садятся на потоки идей и предложений и умело управляют ими, иногда подбрасывая в них и что-то свое, а не те, кто, истощая себя, кормят идеями и директивами подчиненных.
Еще один источник «невроза руководителя» - это чувство вины за то, что он руководитель. Особенно этот фактор работает против «выдвиженцев», тех, кто еще вчера были рядовыми сотрудниками и добились заветного начальственного положения на глазах у коллектива. Таким начальникам кажется, что из-за их продвижения к ним стали хуже относиться, считают выскочками и карьеристами и недолюбливают. И потому они занимаются двумя одинаково бессмысленными вещами.
Иногда начальники начинают «сближаться с народом» и пытаются нравиться подчиненным, а нет более простого пути разбазарить время, чем имитация «человеческого общения» с подчиненными, когда в нем нет иной цели, кроме сохранения хороших отношений в коллективе.
Те, кто устроен иначе, напротив, начинают демонстрировать превосходство, давать почувствовать дистанцию и утверждение в неоспоримом начальническом статусе становится дополнительной неоплачиваемой нагрузкой.
Между тем, все, чего нужно добиться от подчиненных, - это понимания, что у руководителя точно такая же работа, и ему на ней так же тяжело, и что от него тоже не стоит ждать невозможного.
|