Трудная суббота
Иван Голунов
Источник: Ведомости
Апрель - время проведения субботников. Компании, спешно отменив их в начале 90-х гг. как пережиток прошлого, теперь начинают возрождать забытое мероприятие как часть корпоративной культуры.
Раз в год 4000 сотрудников
Апрель - время проведения субботников. Компании, спешно отменив их в начале 90-х гг. как пережиток прошлого, теперь начинают возрождать забытое мероприятие как часть корпоративной культуры.
Раз в год 4000 сотрудников дистрибьютора канцтоваров компании "Комус" приходят в выходной день на работу, для того чтобы навести порядок на своих рабочих местах, помыть окна и высадить цветы перед зданием.
Идея проведения корпоративных субботников возникла в начале 90-х гг. Руководство компании хотело провести мероприятие, которое отличалось бы от банкетов, праздников и других стандартных акций и при этом шло на пользу внутренней корпоративной культуре.
"Даже в небольших компаниях сотрудники в соседних кабинетах не видят друг друга. А лояльность к компании ограничивается размером оклада, - говорит гендиректор "Комуса" Сергей Бобриков. - Когда каждый сотрудник приходит с коллегами в субботу и делает что-либо необременительное, но полезное для компании вместе с топ-менеджерами, это способствует объединению персонала".
Весь персонал, включая топ-менеджеров, делится на группы. Женщины моют окна, а мужчины высаживают цветы на территории и проводят ремонтные работы. Сотрудники магазинов розничной сети начинают субботник вечером после закрытия магазина. По завершении работ для участников субботника проводят фуршет.
В компании отмечают, что участие в мероприятии сугубо добровольное и наказаний за неучастие в благоустройстве нет. Правда, в день субботника за работой персонала наблюдает инспекция сотрудников кадровой службы компании. По мнению кадровиков, субботники дают возможность не только провести тренинг по командной работе, но и лучше изучить персонал и выявить сотрудников, нелояльных компании.
"Когда я пришел в компанию, меня удивила традиция проведения субботников. Я думал, что подобные акции остались в советском прошлом и нехарактерны для частных компаний, - говорит сотрудник "Комуса", просивший не упоминать его имя в печати. - В выходной день, вместо того чтобы заняться своими делами, я должен выходить и перебирать бумаги на столе".
Субботники сохранились на большинстве промышленных предприятий. По подсчетам специалистов Братского алюминиевого завода, входящего в "Русал", 4000 заводчан за один день приводят в порядок такую площадь, на которую работникам цеха зеленого строительства, в чьи обязанности входит уборка заводской территории, пришлось бы потратить больше месяца. А 30 апреля на "отработки" впервые выйдут и сотрудники центрального офиса "Русала".
Как правило, участие в субботниках компании материально не компенсируют. Несмотря на то что в большинстве компаний участие в мероприятии официально добровольное, линейные руководители требуют от своих подчиненных обязательно прийти в этот день на работу. По мнению юристов по трудовому праву, это прямое нарушение Трудового кодекса РФ.
"Требование обязательного участия сотрудников в субботнике - это фактически привлечение работника к сверхурочной работе, - говорит юрист юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Анна-Стефания Чепик. - Согласно Трудовому кодексу сотрудники имеют право отказаться от сверхурочной работы. А в случае согласия сотрудника участие в субботнике должно оплачиваться, как работа в выходные и праздничные дни - в двойном размере".
На Иркутском хладокомбинате участие в субботнике компенсируют предоставлением выходного в один из рабочих дней между праздниками. В Екатеринбургской электросетевой компании уборку территории проводят несколько пятниц во второй половине дня, что позволяет не нарушать Трудовой кодекс.
Впрочем, и такой подход одобряют не все. Директор по персоналу управляющей компании "Петротэк-Холдинг" Валерий Пронин считает, что если, к примеру, компания "выгоняет" на субботник экономиста с зарплатой в $800, а не уборщицу, получающую $200, то она фактически платит втридорога.
По мнению директора по персоналу издательства "Просвещение" Елены Рудавиной, популярность субботников зависит от того, как преподносится мероприятие.
"Если просто объявить, что сотрудники должны выйти на работу в выходной, это вызовет агрессивное противостояние, саботаж и будет рассматриваться как дармовое использование рабочей силы. Эффективнее это преподнести как возможность очистить свой рабочий дом и пообщаться с коллегами в неформальной обстановке", - говорит Рудавина. По завершении уборки в офисе можно устроить праздник, на которой сотрудники могут пригласить свои семьи.
Иван Голунов
|