Gouvernement relations по-русски
Вера Смагина
Источник: Элитный персонал
Менеджер по работе с госорганами на Западе называется специалистом по GR (Government Relations). Эта деятельность - одно из направлений PR (Public Relations). В США и Канаде существует целая теория эффективного
Менеджер по работе с госорганами на Западе называется специалистом по GR (Government Relations). Эта деятельность - одно из направлений PR (Public Relations). В США и Канаде существует целая теория эффективного взаимодействия с властью. Правда, российские эксперты считают ее неприменимой в наших условиях.
В России такие специалисты появились тогда, когда в стране возникли первые кооперативы. В те годы в компаниях не было отдельной штатной единицы специалиста по работе с госорганами, его функции выполняли другие сотрудники.
«На этапе ранней приватизации, в 90-е годы, лоббисты (GR) появились в российских компаниях раньше специалистов по связям с общественностью и маркетингу, поскольку хорошие связи с властью являлись основой участия в приватизации, а в дальнейшем - гарантией сохранения собственности, - рассказывает Наталья Мандрова, президент Центра коммуникативных технологий РРОПАГАНДА. -Поэтому в России уже существует группа сверхопытных лоббистов-профессионалов».
Сейчас, с развитием бизнеса и появлением крупных сетевых компаний, многим фирмам требуется не один специалист, а целый отдел, который лоббировал бы интересы компании на государственном уровне. Каждый сотрудник такого отдела руководит своим направлением работы.
«Предложение на рынке труда в количественном выражении превышает спрос, - считает менеджер по персоналу КА «CT-Personnel» Наталья Круглова. - Соискателей, которые в прошлом являются сотрудниками госорганов, безусловно, мотивируют предлагаемые на новом месте условия. Уровень зарплаты от $ 400-600 до $ 1000-1500. В качественном выражении - таких специалистов не хватает. К сожалению, основной контингент составляют кандидаты с интересным опытом, но лишенные должной гибкости и готовности проявлять лояльность по отношению к компании-работодателю».
Таким образом, дефицит на данных специалистов есть. В основном востребованы люди, работающие или работавшие в органах власти. «Компании, которые имеют продукцию, пользующуюся повышенным вниманием (табак, алкоголь), особенно нуждаются в услугах GR, - утверждает Максим Борзов, специалист по работе с персоналом компании «Пятерочка». - Что касается нас, то рост сети и развитие территорий требует контактов с муниципальной властью, земельным комитетом, департаментом торговли. Требование к кандидатам - опыт работы в госучреждениях тех регионов, где предстоит развивать деятельность. Уровень зарплаты достигает четырех нулей в долларах, в зависимости от проекта».
Компании, нанимающие специалистов по работе с органами государственной власти, в качестве первого требования называют наличие широких связей в политических элитах на разных уровнях, будь то руководство региона или правительство. Причем эти связи должны реально работать.
«Требуется умение не только договариваться с ключевыми персонами, - продолжает Наталья Мандрова, - но и воплощать планы в конкретные решения или проекты. Необходимо владеть знаниями о регламентах и аппаратных механизмах, вести себя гибко, маневрировать между разными интересами».
Для этого специалиста очень важна коммуникабельность. Он должен убедить любого в том, что компания делает полезное дело для развития общества, а планы ее развития направлены на экономическое процветание региона и страны. «Такой специалист должен хорошо понимать свою роль в жизнедеятельности компании, - говорит Наталья Круглова, - быть всегда готовым к новым проектам. Также эта деятельность требует умения продуктивно работать в условиях форс-мажорных обстоятельств».
Несмотря на то что роль специалиста по связям с госструктурами во многих компаниях играют бывалые экс-чиновники, сегодня становятся востребованными инициативные молодые специалисты.
«На стороне первых-интегрированность в культуру госорганов. В то же время все чаще к лоббистам предъявляется требование высокой профессиональной подготовки в том бизнесе, который они представляют, - продолжает Наталья Мандрова. - Люди, выросшие в компании, беря на себя лоббистские функции, тоже демонстрируют высокую эффективность. Если у такого специалиста хорошие качества коммуникатора и высокая обучаемость, то с течением времени он и нарабатывает контакты, и осваивается в коридорах власти»
Средний возраст специалиста no GR определить сложно. В одних компаниях предпочитают молодых людей до 30 лет с системой ценностей, более адекватной сегодняшним реалиям. В других -наоборот, акцент делается на опыте и связях и, соответственно, иначе определяется возрастная вилка.
Эксперты утверждают, общение с госорганизациями в России требует не только знаний законодательной базы, опыта и связей, но и природной гибкости, интуиции. Именно поэтому не так важен профиль образования и возраст, как личные качества. Никакие западные учебники и теории не помогут овладеть наукой общения с российской властью. Поэтому российских специалистов по GR можно смело назвать уникальными.
Подготовила Вера СМАГИНА
|