Как подготовить и провести аттестацию персонала
Екатерина Пашоликова
Источник: hrd.ru
Аттестация персонала - сложный проект. При тщательной подготовке и проведении аттестация позволит вам не только получить информацию о деятельности отдельных сотрудников и подразделений, но и улучшить мотивацию персонала
Аттестация персонала - сложный проект. При тщательной подготовке и проведении аттестация позволит вам не только получить информацию о деятельности отдельных сотрудников и подразделений, но и улучшить мотивацию персонала и психологический климат в коллективе. При отсутствии тщательной подготовки и небрежном проведении аттестация может оказаться не только бесполезной, но и вредной - результаты оценки могут не соответствовать действительности, а отношения между сотрудниками могут быть значительно ухудшены. Что необходимо учитывать при подготовке и проведении аттестации?
Первым и основным этапом подготовки к аттестации является непосредственно определение целей аттестации.
Аттестация может быть средством достижения различных целей, например:
· Оценка сотрудников
· Оценка управления сотрудниками
· Диагностика ситуации в компании
· Улучшение взаимопонимания между руководителями и подчиненными
В зависимости от целей (конкретного сочетания целей) потребуются различные формы проведения аттестации. Нечеткое, неполное определение целей аттестации может привести к выбору неуместных форм аттестации и, следовательно, к получению неполных и недостоверных результатов, породить нежелательные побочные эффекты. Прежде всего, необходимо четко определить все цели (как основные, так и дополнительные), которые должны быть достигнуты в результате аттестации.
Ваш следующий шаг - разработка методики аттестации. В зависимости от целей могут применяться различные формы аттестации, включающие в себя сочетание различных способов оценки (самооценка сотрудника, оценка его начальником, оценка коллегами, оценка подчиненными, оценка экспертами, экзамен, тестирование и т.д.).
После выбора формы аттестации необходимо разработать или подобрать соответствующие инструменты (анкеты, бланки для наблюдателей, экзаменационные вопросы, тесты, и т.д.). Если аттестация предусматривает проверку знаний в области товаров и услуг компании, может быть уместно проведение экзамена с использованием экзаменационных билетов. Билеты необходимо тщательно продумать и проверить заранее.
Успешное проведение аттестации требует определенной квалификации сотрудников, занимающихся оценкой аттестуемых (например, членов аттестационной комиссии) - например, навыков задавания вопросов, реагирования на ответы аттестуемых, наблюдения реакции аттестуемых. Отсутствие этих навыков может привести как к искажению результатов аттестации, так и к ухудшению отношений между аттестуемыми и аттестующими.
Целесообразно проведение короткого тренинга и консультаций для тех сотрудников, кому предстоит оценивать работу своих коллег и подчиненных.
Аттестация, особенно проводимая впервые или после предыдущей неудачной попытки, вызывает страхи и слухи в коллективе, часто не отражающие действительность. Это не только ухудшает общий психологический климат в коллективе, но и искажает поведение аттестуемых, тем самым не позволяя получить достоверные результаты оценки.
Чтобы минимизировать негативное влияние слухов и опасений, целесообразно заблаговременно информировать сотрудников о целях, методах и последствиях предстоящей аттестации.
При проведении аттестации важно обеспечить достойные условия для аттестуемых и аттестующих (отсутствие отвлекающих вторжений в помещение, и т. д.).
Анализ результатов желательно провести сразу после завершения мероприятий по оценке аттестуемых, чтобы избежать потерь собранной информации и наблюдений.
Очень важно как можно быстрее предоставить аттестуемым обратную связь - результаты их оценки, чтобы снять возможное беспокойство.
Обязательно обратите внимание на следующее:
· Конфиденциальность обратной связи - недоступность сведений о сотруднике его коллегам
· Конструктивность обратной связи - критика должна помогать человеку улучшать свою работу в конкретных областях
· Деликатность обратной связи - при критике важно отделять недостатки поведения от умаления достоинств личности человека
Можно использовать "метод сэндвича" - сначала отмечаются достоинства, потом - недостатки, в конце - снова достоинства и общие поощрительные комментарии.
Подготовила Екатерина Пашоликова
|