Формула 4+2, или Как десять лет лидировать в бизнесе
Источник: Элитный персонал
Американские исследователи Нитин Нориа, Уильям Джойс и Брюс Роберсон опубликовали результаты 10-летних наблюдений за развитием бизнеса в 160 компаниях. Наиболее успешными оказались те из них, которые превосходили
Американские исследователи Нитин Нориа, Уильям Джойс и Брюс Роберсон опубликовали результаты 10-летних наблюдений за развитием бизнеса в 160 компаниях. Наиболее успешными оказались те из них, которые превосходили конкурентов в четырех базовых моментах менеджмента: стратегии, операциях, корпоративной культуре и организационной структуре.
Стратегия. Стратегический успех достигается за счет разных факторов. Это может быть как ценовая конкуренция, так и ориентация на производство высококачественной продукции. Но стратегические цели должны быть предельно ясны не только топ-менеджменту, но и всем сотрудникам компании, а также клиентам и покупателям. Стратегия не должна быть отвлеченной - она вырабатывается на основе глубокого анализа и ясного понимания как потребностей потребителя, так и возможностей компании. Toп-менеджеры часто пытаются ухватиться за любую возможность укрупнения бизнеса, даже если расширение ведет организацию в неисследованную и непрофильную сферу. Однако непродуманная диверсификация и ведение бизнеса на «чужой территории» неминуемо отклоняют компанию от взятого стратегического курса. Главной целью наиболее успешных компаний являлся рост основного, профильного бизнеса.
Операции. Важно не то, что именно вы делаете, а то, как вы это делаете. Оптимизация бизнес-процессов и безупречная операционная деятельность являются вторым ключом к достижению долгосрочного успеха. В сочетании с постоянством в проведении стратегической линии этот фактор позволяет значительно повысить эффективность бизнеса и увеличить финансовые показатели (как утверждают исследователи, для того чтобы оставаться лидером на рынке, рост производительности должен вдвое превышать средний показатель по отрасли).
Корпоративная культура. В некоторых компаниях под корпоративной культурой понимается особый психологический климат в организации (сделайте работу веселой, обстановку непринужденной, и тогда сотрудники будут бесконечно лояльны компании). Американские исследователи доказали, что для компаний-лидеров характерно внедрение в трудовой коллектив психологии победителя, а также высоких этических норм ведения бизнеса. Подобного рода психология поднимает ответственность каждого сотрудника за результаты своей работы. Так, например, компании-лидеры никогда не ограничивают себя в совершенствовании тех или иных процессов: «Даже если цель недостижима, психология победителя все равно заставит сотрудников искать выход: «Если мы не можем быть лучшими в логистике, почему бы нам не отдать эту функцию на аутсорсинг партнеру, который может?» Поддерживать среди персонала «боевой дух» возможно лишь при условии соответствующего вознаграждения. Более 90% компаний-лидеров напрямую связывали уровень компенсации сотрудников с достигнутыми результатами, в то время как этой тактике следовали лишь 15% компаний-неудачников.
Организационная структура. Компании, лидирующие на рынке, моментально избавляются от ненужных бюрократических преград. Организационная структура и процессы должны быть настолько простыми, насколько это возможно. Причем как для персонала, так и для внешнего окружения. Принятие решений является прерогативой не только руководства, но и линейного менеджмента, которому дана свобода «созидать и совершенствовать». В данном случае вертикально интегрированные компании видятся неэффективными с точки зрения управления, поскольку управленческое решение проходит длинную цепочку сверху вниз, и в результате рядовые сотрудники не имеют четкого представления о целях компании. Впрочем, горизонтальную структуру не так легко поддерживать, поскольку бюрократизм инерционен. Поэтому компания-лидер, вычленив ключевые процессы и упростив их, начинает организационный ассессмент снова.
4+2. Американское иследование вскрыло еще одну интересную закономерность. В дополнение к четырем основным управленческим показателям наиболее успешные компании совсем необязательно должны превосходить конкурентов и по четырем вторичным (талант, инновационность, лидерство, партнерства - слияния или поглощения). Более того, совершенно неважно, какую комбинацию выбирает компания, добавляя вторичные компетенции. Исследование не выявило каких-либо идеальных моделей. Необходимое и достаточное условие - лидерство в двух любых вторичных практиках.
|