Цена хорошего совета выросла вдвое
Ирина Боброва, Виктор Зимин
Источник: Финансовые известия
Главным конкурентным преимуществом консалтинговых компаний по итогам 2003 года стала реализация собственных инвестиционных проектов. Самым востребованным оказался инвестиционный консалтинг. Суммарный оборот
Главным конкурентным преимуществом консалтинговых компаний по итогам 2003 года стала реализация собственных инвестиционных проектов. Самым востребованным оказался инвестиционный консалтинг. Суммарный оборот консультационных услуг вырос за год в полтора раза и составил около двадцати миллиардов рублей. Таковы результаты исследования, проведенного аналитиками информационно-рейтингового агентства "Юниправекс".
А и Б сидели на "трубе"
По отзывам самих участников, итоги первого интегрированного рейтинга консалтинговых компаний, опубликованного в "Известиях" 20 августа 2003 года, во многом положительно отразились на их деловых взаимоотношениях с заказчиками. Анализ мнений клиентов также подтвердил, что не суммарная выручка консалтинговой компании являлась решающим фактором при выборе консультанта, но прежде всего - безупречная репутация, профессионализм, системный и комплексный подход, оказание услуг "под ключ", грамотное применение накопленного опыта работы, высокое качество услуг, надежность, минимальные сроки, гибкая ценовая политика, оптимальное соотношение цены и качества и другие конкурентные преимущества.
Другими словами, одна буква русского алфавита, две цифры и школьные арифметические плюсы (но порой и минусы!) сказали читателям больше, чем безликие столбцы цифр бухгалтерской отчетности. Ведь новая рейтинговая формула (индекс) - это прежде всего сводная оценка состояния компании за фиксированный промежуток времени по интегрированным критериям.
Рейтинг определяется на основании комплексного анкетирования, социологических, социометрических и др. исследований, результатов достижений, анализа корпоративных ресурсов и возможностей компании. Повышение или понижение рейтингового индекса говорит о соответствующей динамике развития компании. Индексы для каждой компании индивидуальны. Рейтинги основываются на специальной методологии информационно-рейтингового агентства. Расчеты индекса базируются на сведенных в единое целое данных, в том числе и на анализе нечисловой информации.
10 главных добродетелей консультанта
Одним из важнейших факторов рейтингового процесса являлся комплекс конкурентных преимуществ. Участники рейтинга уделили этому вопросу особое внимание. В результате было выявлено десять главных направлений конкурентоспособности в консалтинге.
Наряду с уже упомянутыми выше были выделены: уникальные решения для каждого клиента, отраслевая специализация, долгосрочные партнерские отношения с клиентами, конфиденциальность, оплата только положительного результата, комплексные услуги международного уровня и мировых стандартов, широкий географический охват, наличие "мозгового", просветительского и образовательного центра - ядра генерации и развития успешных инициатив, собственной методологии.
Впервые на рынке появились компании, главным преимуществом которых перед конкурентами явилось управление собственными промышленными и коммерческими активами, а также реализация собственных инвестиционных проектов и инвестиционная деятельность.
Вместе с тем развитие рынка диктует разработку и применение стратегических альтернатив, влияющих на баланс конкурентных сил и создание новых конкурентных преимуществ (например, за счет снижения издержек, углубления дифференциации и т.д.). Здесь на первый план выходит новый вид конкурентной борьбы - стратегическое бизнес-планирование.
Голова дороже денег
Консультант работает головой. Как показали исследования, один час работы одной умной головы заказчики оценили в среднем в одну тысячу восемьсот рублей. Причем максимальные значения стоимости услуг в час получены очень далеко от столиц - в Дальневосточном, Сибирском, Уральском, Приволжском федеральных округах. В Центральном и Северо-Западном показатели ниже. Москва и Санкт-Петербург вовсе не являются лидерами в этой номинации.
То же и по средней выручке в расчете на одного консультанта. По стране она колеблется от 0.5 до 2 млн. рублей, причем от Москвы до самых до окраин. А в сравнении с прошлым годом эта цифра выросла почти в полтора раза. Суммарная выручка от консалтинговых услуг возросла примерно на столько же. И совокупная выручка участников рейтинга от всех видов деятельности составила миллиард рублей.
Всего же, по оценкам экспертов, доход трех тысяч действующих сегодня в России консалтинговых компаний составляет примерно 20 млрд. рублей. Среди участников рейтинга более семи тысяч штатных консультантов, треть из которых имеет специальные дипломы или сертификаты, подтверждающие их высокую квалификацию. На контрактной или почасовой основе привлекалось около тысячи индивидуальных консультантов.
Национальные особенности
Несмотря на условное разделение на "внешних" и "внутренних" консультантов, их среда обитания - жесткий бизнес. В окружении "своих" и "иноземных" конкурентов. Тем не менее в ходе исследования была выявлена сугубо "российская" специфика консалтинга. Почти половина опрошенных считают, что российский консалтинг не поддается сертифицированию "на западный манер". Более трети убеждены, что он богат именно индивидуалами-самородками, менее трети считают, что он учитывает все взаимосвязи и специфику рынка. Пятая часть выделяет практическую сметку. Вслед за этим отмечены: энтузиазм, удаль, размах. А каждый десятый респондент, вероятно, из скромности указал, что российский консалтинг очень трудолюбивый, но знающий себе цену. Впервые в рейтинге наряду с российскими и международными компаниями принимали участие консультанты с Украины. Имея хорошие показатели, они по многим параметрам могут составить достойную конкуренцию своим коллегам по обе стороны границы.
Кому нужны советы
Весьма впечатляющим получился перечень отраслей народного хозяйства и секторов экономики, в которых неустанно повышали производительность труда, реструктурировали производства и внедряли инновации скромные труженики бизнес-полей - консультанты. В течение всего года они развивали инвестиционный и финансово-банковский сектора экономики, продуктивно помогали строителям, связистам, страховщикам, неустанно осуществляли консалтинг в торговле, телекоммуникациях, топливной, угольной промышленности, черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, машиностроении и металлообработке, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, промышленности строительных материалов, стекольной и фарфорофаянсовой, легкой, пищевой, медицинской промышленности. Общее количество клиентов в этих отраслях достигло десяти тысяч.
Не менее активно консультанты взаимодействовали с предприятиями военно-промышленного, космического комплексов. Много заказов выполнено на воздушном, морском, речном, железнодорожном и автомобильном транспорте. Успешно проведены консультации для гостиничного, ресторанного, туристического бизнеса.
Многие участники рейтинга специализировались на оказании услуг для государственных и муниципальных учреждений, предприятий жилищно-коммунального сектора, культуры и спорта, медицинских, научных и образовательных учреждений, общественных и некоммерческих организаций. Всего за год участниками рейтинга было заключено свыше двадцати тысяч договоров на оказание консультационных услуг. Многие из них имеют долгосрочную основу.
Структура рынка
В структуре рынка на первое место вышел инвестиционный консалтинг. Это связано прежде всего с положительными результатами рейтингового процесса, осуществляемого для Российской Федерации международными рейтинговыми агентствами. По-прежнему большим спросом пользуется комплекс услуг по реструктуризации бизнеса. Весьма востребован финансовый консалтинг и консалтинг в области управления проектами. Активно развиваются сектора IT-консалтинга, а также информационного, юридического, экологического, муниципального, социально-управленческого, кадрового. В целом консалтинговый рынок в настоящий момент насчитывает около ста видов, подвидов, специализаций и направлений деятельности.
В настоящем рейтинге показатели работы структурировались по основным видам деятельности и базовым специализациям. Отдельно были сгруппированы компании, осуществляющие консалтинговую деятельность на основе пунктов своих уставов. В другие группы отнесены участники рейтинга, оказывающие полный комплекс услуг: управленческое консультирование, организационное развитие, стратегическое планирование, финансовый, инвестиционный, муниципальный, кадровый консалтинг, энергоаудит, инжиниринг, консалтинг в области управления проектами, бизнес-планирование, маркетинг и др.
Ирина Боброва, Виктор Зимин
|