Держите вора!
Евгения Ленц
Источник: Бизнес журнал
Несмотря на то, что магазинное воровство неистребимо, ущерб от него можно значительно снизить, если еще до открытия магазина тщательно продумать его планировку и защиту, подобрать необходимое оборудование и персонал,
Несмотря на то, что магазинное воровство неистребимо, ущерб от него можно значительно снизить, если еще до открытия магазина тщательно продумать его планировку и защиту, подобрать необходимое оборудование и персонал, которые будут зорко приглядывать за посетителями, вовремя вылавливая среди них любителей чужого добра.
Магазин должен хорошо просматриваться, поскольку «прозрачное» пространство облегчает впоследствии работу охранников. Если магазин большой, то правильная планировка тем более необходима: она требует меньшего количества камер наблюдения, да и эффективность видеонаблюдения увеличится.
Видеокамеры тоже стоят практически во всех крупных магазинах. Их количество зависит от площади магазина, планировки отделов, желания и возможностей владельца. Как правило, в супермаркете площадью до 500 кв. м устанавливают 2–6 камер, площадью 1500–2000 кв. м - 7–10 камер. Одна камера стоит 40–500 долларов в зависимости от набора функций.
Те, кто не может позволить себе оснастить видеокамерами весь торговый зал, прибегают к муляжам. Даже такое «фиктивное» видеонаблюдение за покупателями позволяет предотвратить до половины «любительских» краж.
Помимо видеонаблюдения, существуют также электромагнитные и радиочастотные системы предотвращения краж. Электромагнитные антенные контуры установлены на выходах практически всех более или менее крупных магазинов независимо от их специализации. Товар маркируется датчиками (одноразовыми - этикетки, чаще для продуктов, — или многоразовыми - бирки, чаще для одежды). На выходе антенны подадут сигнал, если кто-то попытается вынести неоплаченный товар. Когда покупатель оплачивает товар, кассир деактивирует датчик специальным устройством или просто снимает бирку. Стоит такое оборудование от 1,5 до 12 тысяч долларов. Однако если бирку с резонатором вору снять непросто, то от самоклеящейся этикетки он может избавиться довольно легко.
Кроме того, в электромагнитных системах защитные этикетки и бирки не будут работать, если их установить на металлические предметы. Поэтому с их помощью пивные банки или консервы защитить не удается. «Ворота» также не зазвенят, если завернуть любой товар в обычную фольгу. Некоторые даже используют фольгированный плащ или сумку, чтобы экранировать противокражные ворота. По оценкам Центра безопасности торговли, эффективность электромагнитных систем составляет около 65%.
Радиочастотные системы эффекту экранирования уже не подвержены, однако создают сильное электромагнитное излучение и имеют слабую помехоустойчивость. Если такие ворота будут стоять рядом друг напротив друга, как это часто бывает в торговых центрах, сбои в работе обеспечены. Магнито-акустические системы производятся только американской фирмой Sensormatic (фирма - владелец патента), и в России их практически нет. Стоят они также недешево: цена антенн - от 2600 долларов, деактиватора - от 800.
С отчаяния некоторые владельцы пытаются приковывать товары к прилавкам. Но, какие бы системы ни изобретали для поимки магазинных воров, все они грешат существенными недостатками. Дело в том, что магазин очень не хочет оскорбить честного покупателя, который чаще всего по недоразумению и становится жертвой хитроумных механизмов.
Вариантов физической охраны магазинов существует столько же, сколько и самих магазинов: владелец каждой торговой точки решает эту проблему по-своему.
Одни экономят как на персонале, так и на технике, возлагая функцию охраны на продавцов.
Другие полагаются исключительно на технику, вкладывают в нее большие деньги и сокращают штат охраны.
Третьи устанавливают «противокражное» оборудование, но надеются в основном на охранников. Содержание собственной службы безопасности обходится, в среднем, на 20–50% дешевле, чем услуги охранных агентств.
Однако возникает проблема подбора квалифицированных кадров. Кроме того, вероятность сговора между сотрудниками магазина и собственными охранниками выше, чем с наемным охранником. Для охраны небольших супермаркетов (площадью до 300–400 кв. м), с которой могут справиться 3–5 человек, организовывать свою службу безопасности нерентабельно. Если вы собираетесь воспользоваться услугами охранных агентств, закажите лучше охранников в штатской одежде, работающих под видом покупателя. Для охраны магазинов площадью более 500 кв. м требуется не менее 5–8 человек, иногда - до 15.
По статистическим данным ежедневно охранники предотвращают 2–4 попытки выноса товара на 20–40 долларов. Раз в одну-две недели попадается вор с очень дорогим товаром. Например, с бутылкой спиртного за 150–200 долларов (в некоторых супермаркетах подобные напитки уже перестали выставлять на открытые полки и торгуют ими исключительно через прилавок). Таким образом, ежемесячно охрана большинства магазинов возвращает владельцу 1–1,5 тысячи долларов. В прошлом году только службой безопасности «Седьмого континента» милиции было передано 500 человек. Хотя нередко владельцы магазинов сами снижают эффективность работы собственной охраны. Например, заставляют охранников проверять соответствие товаров чеку или консультировать покупателей о расположении товара в магазине.
Как правило, охранник лишь создает видимость проверки, особенно если покупок много, иначе у выхода будет очередь. Стоит ли тратить оплаченное вами же время сотрудника впустую?
Евгения Ленц
|