Ловите духа!
Денис Викторов
Источник: Бизнес журнал
В любой компании, даже самой небольшой, всегда есть кто-то, отвечающий за поддержание, так сказать, командного духа. Право же, нехорошо, если сотрудники всего-навсего вовремя приходят на службу (есть такое паршивое
В любой компании, даже самой небольшой, всегда есть кто-то, отвечающий за поддержание, так сказать, командного духа. Право же, нехорошо, если сотрудники всего-навсего вовремя приходят на службу (есть такое паршивое словечко), выполняют установленные штатным расписанием обязанности, а вечером как можно скорее стремятся забыть о работе. До следующего утра…
В совсем крошечных фирмах создание и поддержание team spirit - задача владельцев. Как результат, в таких компаниях обычно работают приятные друг другу люди. Все прочие в силу до сих пор плохо изученного закона вытесняются во внешний мир. Как идейно чуждые элементы.
На предприятиях с несколькими десятками сотрудников роль созидателя корпоративной атмосферы нередко исполняют жены собственников. Формальное название должности в данном случае не играет никакой роли: в семейном бизнесе любому новичку сразу же объяснят, кто есть кто. И к чьим словам здесь следует прислушиваться в первую очередь.
Ну и, наконец, все чаще российские компании начинают обустраиваться на западный манер. И не важно, что работают они все равно по-нашенски. Главное здесь - соблюсти форму и вид. Так что если где-то начальника отдела кадров вдруг переименовывают в «HR-менеджера», - это как раз тот самый случай.
«Командный дух» - штука опять-таки заимствованная. Потаенный смысл ее (как в случае с «участием менеджмента в прибылях», всяческими бонусными системами и опционами) состоит в том, чтобы вполне объективный внутренний конфликт между собственниками и наемными работниками не слишком уж мешал развитию бизнеса. Все, что пишут в скучных толстых учебниках по менеджменту на этот счет - о лояльности, единстве перед лицом конкурентов, домашней атмосфере и заботе о сотрудниках - все это наспех замаскированные попытки сформировать у персонала ощущение: компания, в которой они работают, - это их компания. Что предполагает иное, творческое, креативное и весьма патриотическое отношение к делу. На каждом отдельно взятом рабочем месте.
О необходимости формирования пресловутого командного духа в первую очередь приходится заботиться в тех фирмах, руководители которых активны, успешны, устремлены в будущее, маниакально работоспособны, но… лишены одного крайне важного качества, именуемого харизмой. За лидером-харизматиком, как за пророком, люди идут в бой бесплатно. Ради идеи.
Иногда - отдавая даже последние трудовые копейки на благо чужой в действительности компании. Однако харизматиков - сотни. Действующих же фирм - сотни тысяч. А значит, во многих случаях игра в команду постепенно превращается в один из ключевых управленческих инструментов.
Новый год, а вернее то мероприятие, которое накануне праздника проводится в любой почти российской фирме, - самое ответственное испытание для строителей командного духа вне зависимости от того, чья это забота - собственника, его жены, наемного генерального директора или главного по кадрам. И, как ни обидно, с каждым годом устроить новогодний праздник в компании так, чтобы не сводило скулы, оказывается все труднее.
Пока компания молода, все без чинов и званий сидят на полу у наспех украшенной елочки, пьют пиво и шампанское. Травят смешные анекдоты, весело вспоминают все, что случилось за год и вообще производят впечатление сплоченного коллектива, готового идти на штурм Зимнего или пика Коммунизма по первому зову. Однако через пару лет в той же обстановке те же, кажется, люди почему-то вдруг мрачно и дружно напиваются, перебрасываясь ничего не значащими плоскими шутками. Еще вчера они готовы были забыть о детях и родителях, женах и друзьях ради того, чтобы вот так, запросто, посидеть в теплой компании своих сослуживцев. Теперь же у всех находится миллион причин как можно скорее сбежать домой. Шампанское не выпито. Торт не съеден. А во рту почему-то ощущается явственный привкус горечи.
В такие моменты управляющие командным духом понимают: пора что-то делать. И следующим шагом становится либо приглашение на предновогодние посиделки профессиональных работников культурно-массового сектора, лет двадцать назад с весьма посредственными результатами окончивших областные институты культуры, либо — коллективный же поход в ресторан.
Но ни то, ни другое, несмотря на невероятные усилия организаторов, не приносит потерянного ощущения единства и сплоченности, радости и веселья. Чопорная атмосфера ресторана смущает традиционных балагуров, обычно выступающих заводилами застолий. А сосватанные по знакомству работники культуры с их неизбежными баяном, до отвращения бодрыми голосами, идиотскими загадками из дореволюционной книги «Пятьсот шарад и розыгрышей на любой вкус» и тостами за «любимого и дорогого отца-основателя компании», вызывают стойкий рвотный рефлекс у большинства участников действа. Новый год снова провален, а командный дух самым наглым образом продолжает увертываться от рук тех, чьими стараниями он должен быть поставлен на службу интересам бизнеса.
Пройдя через все эти адовы круги, корпоративные медиумы с приближением очередных новогодних торжеств теряют сон и аппетит, но всем своим видом дают понять: злокозненный спирит будет-таки прилюдно стреножен и оседлан. Под торжественный перезвон бокалов. Вопрос только - как?
Занятно, но порой достаточно задать самим себе до идиотизма простой вопрос: а что мы, собственно, знаем о своих сотрудниках? О самих себе.
О, разумеется, мы знаем о них все! Вот Иван Петрович, главный бухгалтер. Всегда приходит на работу на десять минут раньше положенного, аккуратно точит карандаши, а также питает невинную страсть к двубортным пиджакам и галстукам в крупный горошек. Секретарь Маша превосходно разбирается в современных модах и косметике, умеет красиво курить длинные тонкие сигареты и делать отчаянные глаза в случае любых производственных затруднений. Системный администратор именует себя Вася-Aka-Unixoid (из-за чего некоторые в компании уверены, что Вася - скрытый казах), знает наизусть тексты всех песен Led Zeppelin, может отправить электронную почту с любого устройства, включая электрический чайник, и разговаривает на непонятном компьютерном языке. Ну, а охранник Виктор Борисович в свободное от работы время коллекционирует часы…
Мы знаем о них все. Но все ли? Дознание с пристрастием порой способно показать, что:
- бухгалтер Иван Петрович скрыто владеет шикарным оперным голосом и отлично пародирует любых певцов, включая Штоколова с Козловским, а рот умеет разевать даже шире, чем Николай Басков;
- Маша умеет танцевать. Причем в отличие от секретарской работы это ей действительно нравится. Глаза у нее при этом делаются отчаянно красивыми, а двигается она так, что весь балет «Тодес» на ее фоне выглядит жалкой деревенской самодеятельностью;
- компьютерный маг и волшебник Вася, оказывается, культурный человек. Он знает не только тексты, но и ноты. Мало того, он может принести в офис усилитель, электрогитару, загадочный предмет под названием fuzz и устроить настоящий рок-н-ролльный концерт. А на барабане ему будет подыгрывать охранник Виктор Борисович, у которого за время работы на вахте выработалось превосходное чувство ритма.
Теперь остается только нежно и без нажима организовать этот творческий коллектив. Уговорить, упросить, а затем тщательно отрежиссировать и поставить самодельный новогодний концерт. Кстати, hand-made - это вовсе не всегда плохо. Главное здесь - не пускать процесс на самотек («Короче, потом выходишь ты и что-нибудь там сбацаешь!»), но и не перегибать палку («Смотри, если не будешь выступать, скажу шефу - он тебе припомнит!»). Впрочем, если тот, кто отвечает в компании за этот самый командный дух, не в состоянии выступить в роли режиссера-постановщика или хотя бы продюсера новогоднего праздника, лучше ему заботами о персонале не заниматься вообще. Потому что бизнес, как ни крути, посложнее новогоднего капустника.
Ну и, наконец, есть еще один секрет. Все будет плохо или даже ужасно, если руководство компании в полном составе усядется в президиуме с видом членов политбюро: «Ну, ребятушки, покажите нам, что вы там затеяли, ну-ка, ну-ка…» Не выйдет! В празднике должны участвовать все. И будьте уверены: если САМ прошелся по сцене на руках, прочитал монолог или спел песню под гитару, на время забыв о всяких там статусах и положении-в-обществе, это станет сигналом для всех остальных: веселимся по полной! Не протокольно!! С душой!!!
Есть ли примеры успешного воплощения в жизнь этих бредовых идей? Есть.
Пожалуйста, всего пару недель назад российская компания «Терем», один из ведущих поставщиков полиграфического оборудования и решений в области печати, праздновала свое десятилетие (а скажите, какая, собственно, разница - юбилей или Новый год? Праздник - он праздник и есть. Главное, чтобы весело было и - запомнилось!).
Когда всем хорошо знакомая сотрудница вдруг самым профессиональным образом исполняла танец живота, коллектив компании, собравшийся в ресторане одного из московских отелей, восхищенно вздыхал. Когда сводный ансамбль, сформированный из работников нескольких отделов, демонстрировал новое и явно оригинальное прочтение «Танца маленьких лебедей», зал уже тихо постанывал и в этом было что-то от грядущего экстаза. После виртуозного гитарного исполнения блюзовой композиции под аккомпанемент ударной установки, в качестве которой смело была применена пустая картонная коробка (барабан впопыхах забыли в офисе, а ресторанное ведерко для льда было отвергнуто по акустическим соображениям), публика уже попросту ревела от восторга.
Но когда на сцене оказалось высшее руководство компании с номером, в котором сошлись вместе и предсказание судеб отдельных сотрудников, и переодевание в женское платье, и даже стриптиз, в зале образовался самый что ни на есть командный дух, team spirit, - как угодно называйте. А нам, немногочисленным гостям, было ясно: если сейчас запыхавшиеся, утирающие пот со лба, но, видимо, не раз репетировавшие действительно смешной и элегантный эстрадный номер директора компании скомандуют: «В бой!» - все как один пойдут на передовую. И без единого выстрела в решительной штыковой атаке обратят противника в бегство.
Празднование Нового года в любой компании - прекрасный инструмент, позволяющий измерить градус этого воздушного, неуловимого, но всегда крайне важного для успешного ведения бизнеса чувство локтя. Ощущения единства, команды, быть может даже - стаи. И помните: если новогодний праздник прошел скверно, а вам поскорее хочется забыть о нем, значит, что-то в компании не так. Значит, где-то в трюмах - течь и уже нервно бегают крысы, неведомым образом почуявшие близкую гибель блещущего нарядными гирляндами и на всех парах несущегося куда-то судна.
Так что достанем гитары, вспомним слова песен, тряхнем стариной и будем ловить этого самого командного духа, будь он тысячу раз неладен!
Денис Викторов
|